Банникова Наталья Анатольевна

Сайт учителя русского языка и литературы

 

  ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Банникова Наталья Анатольевна

МОУ Приволжская СОШ № 3

445560 Самарская область, Приволжский район, село Приволжье, улица Школьная 6.

Учитель

русского языка и литературы

11 лет

II. Сущностные характеристики опыта

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

 «Активизация познавательной деятельности учащихся  на уроках литературы посредством использования интеграционных  технологий и проектной методики».

 

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

В современной школе существует  противоречие между определяющим  значением деятельности в развитии личности и преобладанием в массовой школе репродуктивных методов обучения.

 Возникает необходимость перехода к межпредметной интеграции и внедрению мультимедийных технологий и проектных методик в общую систему преподавания предметов.

3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Сущность опыта заключается в разработке возможностей межпредметной    интеграции и внедрения мультимедийных технологий в образовательный и воспитательный процесс при изучении литературы.

Разнообразные филологические проекты организуют   воспитывающее внеурочное  пространство, способствующее включению  ученика в долговременную проектную деятельность. Создание  интегративной среды «Литература – Русский язык – МХК – История - ИКТ» влияет на формирование  методологического аппарата познавательной и практической деятельности, являющегося основой становления мировоззрения  личности. Целесообразно организованная деятельность по подготовке и проведению научно-практических  конференций, организации творческих мастерских, опыт творческой, поисковой деятельности способствует созданию условий для формирования  общекультурной, коммуникативной, информационной компетентностей учащихся.

3.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

 В основе концепции лежит ориентация на личностно-смысловое отношение учащихся к учению, на развитие интеллектуальной, рефлексивной и коммуникативной культуры, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации. Становление субъективной позиции ребенка с его ценностями и смыслами, умениями и способностями, социальными навыками и способами поведения – основа содержания воспитательного процесса. Развитие личности в деятельности обуславливается не только характером деятельности, но и отношением личности к ней. В процессе проектной деятельности учащиеся самостоятельно анализируют, синтезируют, преобразовывают информацию; учатся оформлять, защищать, оценивать собственный проект и проекты одноклассников.

Приоритетными становятся  компоненты, связанные с опытом поисковой, творческой деятельности, с приобретением методологической системы знаний.

Реализация интеграционных и мультимедийных образовательных технологий  при создании проектов дает  возможность продемонстрировать результаты научно-практической, творческой деятельности учителя  и учащихся.

 Форма публичного выступления во время презентации   может служить средством формирования коммуникативной компетентности учащихся, а также диагностикой их личностного роста и развития.

 

4.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Владение учителем современными образовательными технологиями:

 

 

 

Умение анализировать и проводить мониторинг развития каждого ученика.

Реализация данной методики возможна учителями литературы, истории, МХК, зам. директора по воспитательной работе.

 

5.Результат изменений

Внешние результаты: учащиеся на протяжении нескольких лет являются победителями и призерами районных предметных олимпиад, конференций НОУ. Выпускники стабильно имеют высокий процент качества знаний по  литературе.

Критерием внутренней результативности опыта является высокая  степень творческого мышления, способность к самовыражению, самореализации учащихся. Развитие абстрактного мышления, активизация познавательной деятельности.

6.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

 

         

 

 

III. Описание инновационного опыта учителя

Современность характеризуется все большим внедрением компьютерных технологий в нашу жизнь. Для школьника стало нормой общение, получение информации  через интернет. Стало привычным использование различного рода медиапродуктов. Ребенок легче воспринимает материал, полученный привычным для него способом. В этой связи навязывание ребенку устаревших форм и методов преподавания приводит к естественной реакции – сопротивлению.

Одним из  вариантов решения сложившейся проблемы может стать использование компьютера на уроках литературы, которое многие учителя рассматривают скептически.

Однако опыт нескольких лет работы в данном направлении показал желание учеников систематически работать с компьютером, который  интересен не только как предмет изучения, но и как средство обучения на уроках, способствующее улучшению качества образования.

Представляемый опыт дает учителю возможность осуществить  личностно-ориентированное преподавание предмета, учитывая индивидуальные склонности и возможности учащихся. Представляется оптимальным организовать изучение предмета  как чередование традиционной методики преподавания и самостоятельной работы учащихся, осуществляемой посредством метода моделирования и проектирования:

          Таким образом, в  процессе работы  по данному направлению решаются важные задачи современного образования:

Результатом работы ребенка является защита  проекта – представление изученного литературного материала в виде компьютерных презентаций.

 Система оценки включает в себя:

Оценивание осуществляется с трех позиций:

  1. Самооценка
  2. Оценка учащихся
  3. Рецензия преподавателя.

Организованная подобным образом деятельность учащихся имеет ряд преимуществ перед традиционными  методиками:

  1. Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся.
  2. Моделирование и визуализация изучаемого материала.

Часто встречающиеся в учебной практике доклады и сообщения учеников даже при хорошей подготовке, как правило, имеют малую эффективность в силу того, что материал, воспринимаемый только на слух, запоминается трудно. Если тот же самый доклад представить в виде компьютерной презентации, то материал усваивается эффективнее.

  1. Формирование  методологического аппарата познавательной и практической деятельности.

При подготовке презентаций ученик отбирает и систематизирует материал, выделяет главное, вырабатывает определенный алгоритм размещения слайдов. Демонстрация такой презентации носит и обучающий характер: учит конспективно записывать сложный теоретический материал.

  1. Создание и вторичное использование информационных банков.  

 Все презентации, созданные учащимися хранятся в компьютере и могут быть использованы учителем и учениками  на уроках повторения или в других классах.

  1. Организация творческого подхода.

    Оформление презентации, цветовое и звуковое, подбор фотографий и иллюстраций   воспитывает     эстетический вкус учащихся. 

  1. Индивидуализация процесса обучения.                                                                  

   Форма компьютерной презентации позволяет составлять и предъявлять учебные задания, соответствующие индивидуальным особенностям обучаемого и уровню его учебной деятельности в данный момент; то есть средство разумной дифференциации работы учащихся в зависимости от уровня подготовленности и познавательных интересов.

  1. Совершенствование умений и навыков работы обучаемых с компьютерными и Интернет технологиями.
  2. Форма публичного выступления во время презентации проектов может служить средством формирования коммуникативной компетентности учащихся.
  3. Создание  интегративной среды «Литература – Русский язык – МХК – История - ИКТ».

Показателем  результативности опыта является высокая  степень творческого мышления, способность к самовыражению, самореализации учащихся. Развитие абстрактного мышления, активизация познавательной деятельности.

Подобным образом организованная деятельность позволяет формировать у учащихся ключевые  компетенции: социокультурные, коммуникативные, информационные. Ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.

 

IY.Экспертное заключение

Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений

 

Фамилия, имя, отчество эксперта, его контактные телефоны, адрес электронной почты, почтовый адрес

 

     

 

 

 

Обратная связь

Имя отправителя *:
E-mail отправителя *:
Тема письма:
Текст сообщения *:
Код безопасности *:

© bannikowa-natalia

Создать бесплатный сайт с uCoz