Современность характеризуется все большим внедрением компьютерных технологий в нашу жизнь. Для школьника стало нормой общение, получение информации через интернет. Стало привычным использование различного рода медиапродуктов. Ребенок легче воспринимает материал, полученный привычным для него способом. В этой связи навязывание ребенку устаревших форм и методов преподавания приводит к естественной реакции – сопротивлению. Одним из вариантов решения сложившейся проблемы может стать использование компьютера на уроках литературы, которое многие учителя рассматривают скептически. Однако опыт нескольких лет работы в данном направлении показал желание учеников систематически работать с компьютером, который интересен не только как предмет изучения, но и как средство обучения на уроках, способствующее улучшению качества образования. Представляемый опыт дает учителю возможность осуществить личностно-ориентированное преподавание предмета, учитывая индивидуальные склонности и возможности учащихся. Представляется оптимальным организовать изучение предмета как чередование традиционной методики преподавания и самостоятельной работы учащихся, осуществляемой посредством метода моделирования и проектирования: Таким образом, в процессе работы по данному направлению решаются важные задачи современного образования: Результатом работы ребенка является защита проекта – представление изученного литературного материала в виде компьютерных презентаций. Система оценки включает в себя: Оценивание осуществляется с трех позиций: - Самооценка
- Оценка учащихся
- Рецензия преподавателя.
Организованная подобным образом деятельность учащихся имеет ряд преимуществ перед традиционными методиками: - Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся.
- Моделирование и визуализация изучаемого материала.
Часто встречающиеся в учебной практике доклады и сообщения учеников даже при хорошей подготовке, как правило, имеют малую эффективность в силу того, что материал, воспринимаемый только на слух, запоминается трудно. Если тот же самый доклад представить в виде компьютерной презентации, то материал усваивается эффективнее. - Формирование методологического аппарата познавательной и практической деятельности.
При подготовке презентаций ученик отбирает и систематизирует материал, выделяет главное, вырабатывает определенный алгоритм размещения слайдов. Демонстрация такой презентации носит и обучающий характер: учит конспективно записывать сложный теоретический материал. - Создание и вторичное использование информационных банков.
Все презентации, созданные учащимися хранятся в компьютере и могут быть использованы учителем и учениками на уроках повторения или в других классах. - Организация творческого подхода.
Оформление презентации, цветовое и звуковое, подбор фотографий и иллюстраций воспитывает эстетический вкус учащихся. - Индивидуализация процесса обучения.
Форма компьютерной презентации позволяет составлять и предъявлять учебные задания, соответствующие индивидуальным особенностям обучаемого и уровню его учебной деятельности в данный момент; то есть средство разумной дифференциации работы учащихся в зависимости от уровня подготовленности и познавательных интересов. - Совершенствование умений и навыков работы обучаемых с компьютерными и Интернет технологиями.
- Форма публичного выступления во время презентации проектов может служить средством формирования коммуникативной компетентности учащихся.
- Создание интегративной среды «Литература – Русский язык – МХК – История - ИКТ».
Показателем результативности опыта является высокая степень творческого мышления, способность к самовыражению, самореализации учащихся. Развитие абстрактного мышления, активизация познавательной деятельности. Подобным образом организованная деятельность позволяет формировать у учащихся ключевые компетенции: социокультурные, коммуникативные, информационные. Ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. |